ГРАЖДАНСКАЯ
ИНИЦИАТИВА Ò Журнал. Электронная версия Серия публикаций на темы
образования Новые слова из предложений Уникума. |
|||
|
|
||
Автор:
Маленков С.К. Формат *.htm |
Формат WORD97 |
||
УДК 821 {ББК 84 (2Рос=Рус)6-44} М 18 |
Формат А4 |
Формат А5 |
|
Из словаря моих новаций. (моих предложений в педагогике) (из сборника "Какая нужна
нам школа?") Оглавление: 1. Всеобуч \ Семейная школа \ Самообразование – основной профнавык \ 2. "Дошкольная" школа \ Схема человека и саморегулировки общества \ наказ цыганки \ ООО Родительское Собрание
\ 3. "Начальная" школа \ Кубики
знаний \ Мозаика гражданина \ 4. "Средняя" школа
\ 5. "Начальное профессиональное" образование \ 6. "Среднее профессиональное" образование
\ 7. Компенсирующие этапы "начального
профобразования" в ВУЗе \ 8. "Высшее" учебное заведение \\ мои комментарии к Закону об образовании \ Стандарты
образования или новояз ГОСТобуч \ иной новояз продолжение: Сам этот термин создан в СССР после "всеобуча" (всеобщего обучения начальной грамоте) для обозначения звена обучения 1-5 классов, до появления "средней" школы (с 6-го класса и выше). Это было плановое всеобщее пятилетнее образование. Оно потом раздвигалось в 7-летку, 8-летку, 10-летку, но рудимент "начальной" школы остался, хотя его программа менялась. Надо ж было чётко выделить "начала"[1] от "середины" и "конца"[2]. Отправной точкой были, конечно, ступени образования царской России и выданные ею аттестаты об образовании. Проигнорировать созданную систему отношений и начать совсем иную – не получится[3]. Да и глупо. Но предметы обучения выбирались из необходимости сформировать не только начальную грамотность, но и кругозор гражданина, изменить его социальное поведение[4]. Ведь образование до революции носило классовый характер[5] (общество делилось на "господ" и "холопов"). Переход из одного слоя в другой не одобрялся и контролировался, тормозился. "Де юре" я его не застал. А "де факто" это наблюдалось ещё и всё "советское время", когда "бывшие" иерархии "господ" театрализовались в новых, партчиновных. Для меня с 3 лет образование было не развлечением, а инструментом познания и инструментом целевого общения. "Предметы"[6] без образцов применения в жизни интересовали меня не более сказок. Но и при отсутствии стремления ко многим профессиям, изучение их основ мешало углубиться в более интересные (для меня). А любой вред – тормозит или отторгает. Поэтому, когда возник у меня первый школьный конфликт (более 3 лет читающего и пишущего" принудили заново учиться читать и писать, а не перевели в более старшие классы для продолжения образования), - я (уже начав Перечень Проблем жизни индивида и общества) включил в Перечень Проблем необходимость выделить нужные этапы подготовки к профессиям от "просто кругозорных" знаний. Каждый месяц, полугодие, год должны бы аттестовать знания на "детские кубики" знаний в разных профессиях, соответствующим всем наборам этих частей в аттестуемых разрядах. "Кубики" знаний и навыков должны составлять "мозаику" готовности будущего гражданина. Мозаика – это картина. Моя мозаика очень наглядна и малоповторима. Если каждый кубик знаний и навыков будет иметь цифровой код, то мозаика (таблица) кодов может составлять аттестат специалиста. Общество могло желать бОльшего, чем человек хотел или мог. А могло быть и наоборот (как у меня) - стремления гражданина намного опережали запросы и возможности общества. Оба случая – конфликт, боль которого била по индивидам, а не по "массам". Сначала я хотел выделить "начальное детское" и "начальное взрослое" образование. Но получалось очень сложно их разделить, да и "детское образование" не имело перспектив применения в обществе. Кто хотел бы иметь звание "состарившийся ребёнок"? Вроде никому потом не нужного "добровольного недоучки". Даже у "разнорабочих"[7] были какие-то требования к знаниям и навыкам[8]. Вот и решил я все обучения привязать к этим "кубикам" требований разных профессий. Я решил, что ученье эффективней и интересней, если знаешь, что сейчас ты осваиваешь "кубик" сразу для 3 профессий, а затем полезный сразу – для 15-30! Получая аттестат по одной профессии, ты можешь (должен!) получить карту продвижения ко всем другим! Моя мама окончила только 2 класса сельской школы (уже при "советах"). В семье, чтобы было питание и достаток, надо было прясть, а не читать. Больше её учиться не посылали, хотя навыки[9] работника картонажного цеха (изделий из картона) в школах не преподавали, ФЗО[10] таких тоже не было… А люди обучались друг от друга на работе. Это потом называлось наставничество. И полученные новые "кубики" знаний и навыков нигде не регистрировали… Как же так? Должны бы ведь регистрировать все знания и навыки![11] Но в работе люди учились и "при царях"… И тоже справок-дипломов о навыках не имели… Я счёл это не правильным. Взялась власть навести порядок, - должна навести! Папа, например, был строителем химкомбината, но профессии строителя ему в "трудовую книжку" не вписали, удостоверений о всех использованных им навыках и профессиях не дали… А потом вдруг после навыков и должности мастера – он стал слесарем… Как это? А его умение рыть колодцы (редкая профессия!) и делать дома из брёвен (уважаемая тогда профессия!) тоже не были записаны и не аттестованы. Не правильно было это! Но это так не было исправлено до смерти отца в 1973 году и мамы – в 1989… Неправильное было государство… И мою правоту подтверждали многие взрослые, но… не письменно и не официально… Как будто государством правили недообученные Всеобучем… Говорили, что инженеров и нижних чиновников аттестовывали, а для выдвигаемых "наверх" (в руководители партийных и государственных органов) аттестаций (и списка профнавыков, их качества) не было. Не правильно это. Надо ввести срочно! И создать конкурс по объективным данным аттестаций. Но поднимая "снизу наверх" или сразу для "верхних" и вниз? Их там меньше, меньше и хлопот, а порядка сразу станет больше. Порядок в "высших" школах наводить силами косообученных "низших" – тоже чревато. Я пытался решать задачи явно пока "не моего" уровня. А "нужный" уровень за них и не брался… Проблема! Беда! Что делать? Я не знал тогда, что это был главный вопрос многих столетий и умнейших людей. Но предложения я всё же создал. "Наверх" должны проходить только "отличники", т.к. больше знают, легче совершенствуются и меньше ошибаются. "Трешникам" "наверху" это могло сильно не нравиться… Однажды во 2-м классе родителей вместе со мной вызвали в школу на "педсовет". И пытались выяснить: откуда во мне так много недовольства существующими правилами и кто из родителей больше виноват? "Он весь день с вами, а вечером мы это расхлёбываем", - парировал отец. Нам повезло: нас не объявили антисоветчиками и "врагами народа". Но ещё много раз пытались "ставить на место"… А я продолжал писать поправки к правилам властей. Мои поправки и в 21 веке не теряют своей прелести и актуальности. Теряется только время их невнедрения. И многие из них всё же внедряются[12]. Только при этом внедряющие чиновники пытаются выдать мои идеи за свои. Что ж, пусть и так, если обществу станет лучше. Итак, предложенные мной новации: 1. "Начальная" школа. Школа освоения начал разных наук и профессий. (1957-64[13] )[14] 2. "Начала" разных наук и профессий. (1957-66) Они должны быть чётко выделены по смыслу. К "началам" знаний я отнёс их объём, необходимый для начальных разрядов в использующих их профессиях. При этом не все "начала" можно отнести в школу, например, начала философии или экономики начинают изучать на первых курсах в специализированных ВУЗах. Как и в кладке кирпичей, размер и связь "долей знаний" рождает новое качество. С изучением "дробей" и "общих знаменателей" само пришло предложение деления требуемых "начал" профессий на "ещё более элементарные" кусочки, пригодные для сложения любых "начал". 3. "Концы" наук и профессий. (1957-66) Конца у науки быть не может, но конечность (ограничение, достаточность) неких знаний для отдельных наук и профессий (и разрядов в них) обозначить можно и нужно. С появлением новых достижений в профессиях можно перераспределять границы ступеней или добавлять новую ступень. 4. Карта продвижения к освоению разных профессий. (1957) В неё должны включаться все навыки из одной полученной профессии, используемые в других профессиях. Видя "недополученные кирпичи" иных желаемых профессий, их легко дособрать. Это прекрасный инструмент учёта кадров и поиска резервов дообучения для нуждающихся отраслей. 5. Революционные ломки могут быть причиной разлада общества[15] и хаоса. В обществе надо назначать зоны реформ[16]. Их успех приведёт к расширению зон, неудача – к сужению. Но не вызовет крах в остальных. (1961-68) В 1981 это предложение легко совместилось с предложением территорий местного самоуправления в социумах (которое было внедрено в 1985-93 годах. Но предложение "зоны реформ" было опробовано на Объявлении Москвы в 80-х зоной правового эксперимента по местному самоуправлению). 6. Этапы подготовки к профессиям. Они должны обозначаться и тестироваться во всех видах обучения. (1961-68) И сопровождаться Картой Продвижения. (1957) 7. "Кубики" знаний. Необходимо выделить нужные этапы подготовки к профессиям (1958), обозначив отдельно список "просто кругозорных" (в т.ч. факультативных[17]) знаний. (1959) Но первые "кубики" я придумал в 1955 для "воспитания совести". Каждый месяц, полугодие, год обучения должны бы аттестовать знания на "детские кубики" знаний в разных профессиях, соответствующим всем наборам этих частей в аттестуемых разрядах. (1961) Получая аттестат по одной профессии, ты можешь (должен!) обновлять карту продвижения ко всем другим (1957-64, 70-74) "Кубики" знаний и навыков должны составлять "мозаику" готовности будущего гражданина. (1965) 8. "Мозаика"
гражданина. Моя мозаика из "кубиков" знаний и навыков индивидов (1965) - очень наглядна и малоповторима. Если каждый кубик знаний и навыков будет иметь цифровой код, то мозаика (таблица) кодов может составлять цифровой аттестат специалиста. (1992) 9. Цифровой аттестат специалиста (1992) – составят из цифровых кодов каждого "кубиков" знаний и навыков (1965). Он войдёт в цифровой паспорт (или удостоверение) гражданина. 10. Общество создаёт конфликт и боль индивидам, когда стремления гражданина намного опережают запросы и возможности общества. Оно не вправе так поступать с лучшими! (1964) 11. Создать список профнавыков и их качества для всех выдвигающихся "наверх". (1966) 12. Создать конкурс продвижения "наверх" только лучших по объективной аттестации. (1966) 13. "Наверх" должны проходить только "отличники", т.к. больше знают, легче совершенствуются и меньше ошибаются. (1966) Период (этих) первых формулировок – 1957 год. Совершенствование и сбор предложений в таблицу 1966-92 годы. Выставление в Сеть – 1998-2008. к оглавлению \ к продолжению: 4. "Средняя" школа
\\ иной новояз \\ Какие трудности отбивали желание стать Уникумом?
\ откуда моё прозвище "Уникум"? |
|||
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО
МОИП, 1993-2012
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками) \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. (495) 758-2050 \ 8-926-294-00-31 \
Skype:
uniqum53
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые адреса
даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
01-03-2012fog
[1] К "началам" знаний я отнёс их объём, необходимый для начальных разрядов в использующих их
профессиях. При этом не все "начала" можно отнести в школу, например, начала философии или
экономики начинают изучать на первых курсах в специализированных ВУЗах.
[2] Конца у науки быть не может, но конечность (ограничение, достаточность) неких знаний для отдельных
наук и профессий (и разрядов в них) обозначить можно и нужно.
[3] Инерция поведения толпы станет причиной мешанины, ошибок, хаоса.
[4] И надо выделять (в учебниках и экзаменационных тестах) знания для ступени профессии, кругозора,
ступени социального поведения. Например, знания норм чистоты воздуха (воды, улиц…) может быть и
кругозорным (особенно, если их неполнота мешает назначению на должность), и специализированным.
[5] После театрализованного под "демократию" переворота предателя народа Б.Ельцина – с 1991 года в России
тоже законы и общество стали буржуазно-классовыми. Но и новых господ, и новых холопов одинаково
кличут "господа".
[6] Так именовали изучаемые "дисциплины", части науки.
[7] Самая малоквалифицированная часть работающих. Предполагалось, что человек этой группы должен
сделать всё, что поручат из многообразных простых работ.
[8] Для большинства не было никаких школ, но иногда писались "должностные инструкции", "правила
внутреннего распорядка" и т.п..
[9] Пакеты, конверты, мешки, коробки из вырубки или сложенно-клеёные, кругловальцрванные…
[10] Фабрично-заводское образование (училища).
[11] Работая в одной должности, человек обретает и использует навыки многих профессий. При этом
возможности одного в разы отличаются от другого. А должности и зарплата одна!? Бредово…
[12] Я открою на сайте страничку "Плагиат". Там будут описаны внедрения моих идей без упоминания моей
причастности к ним.
[13] Чем дальше я удалялся от начальной школы, тем менее интересно (и некогда) было заниматься её
проблемами.
[14] В скобках – даты подачи моих предложений властям.
[15] Перевод профессоров в рабочие или безработные – не улучшило науку и грамотность в обществе.
Причисление умелых (а потому и зажиточных) крестьян к "кулакам" и врагам народа, привело к упадку
культуры земледелия и частного хозяйства.
[16] Например, светофоры и ПДД не нужны в пустыне, тундре, тайге, океане. Да и на сельских просёлках.
Нельзя сделать норму постов ГАИ на квадратный километр.
[17] "Кубики" профессий тоже могут собираться факультативно, но централизованно учитываться. В 90-х
сюда вплелась проблема доверия учебным коммерческим структурам.